Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального. Эти два аспекта у детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.
Движение - это биологический стимулятор роста, но никак не препятствие к развитию ребенка. Чтобы помочь ребенку восполнить дефицит движения и стимулировать его психофизическое развитие, врачи рекомендуют гимнастические упражнения, дозированные в зависимости от возраста, состояния здоровья и самочувствия ребенка; массаж и закаливающие процедуры.
Использование спортивных снарядов и тренажеров на уроках физкультуры в школе помогает удовлетворить потребность детей в движении, справиться с нервными перегрузками, развивает их выносливость, улучшает координацию. Комплексные занятия на тренажерах помогают скорейшему спортивному развитию детей, что идет на пользу не только для физического, но и для умственного их развития. Чем разнообразнее движения детей, тем больше информации поступает в их мозг, тем интенсивнее происходит их психическое развитие. Кроме того, занятия в тренажерном зале помогают решать вопросы свободного времени и досуга детей и подростков, отвлекают молодежь от вредных привычек и прививают самодисциплину; т.е. тренажерный зал является еще и средством активного отдыха, правильного проведения досуга и формирования здорового образа жизни.
А для детей с ограниченными возможностями здоровья проблема наличия тренажерного зала в школе наиболее актуальна. В процессе тренировок детей с использованием тренажеров и снарядов происходит выработка коммуникативных навыков, формируется выносливость и эмоционально-волевые качества личности, что немаловажно для умственно отсталых детей. Коллективные занятия помогают воспитывать у таких детей приветливость, общительность, доброжелательность и другие положительные черты характера. Кроме того, большое внимание уделяется воспитанию устойчивого интереса к спорту, сознательной потребности к регулярной тренировке, которая затем должна перейти в привычку вести здоровый образ жизни.
Использование тренажёров на уроках физического воспитания позволяет в более короткие сроки решить задачу развития силовых и двигательных качеств школьников. Особенно эффективным оказалось использование тренажёров при занятиях с детьми, страдающими от избыточной массы. Такие дети охотно занимались на тренажёрах, тогда как ранее во время занятий на стандартных гимнастических снарядах и оборудовании от них трудно было добиться активности.
Тренажёры эффективно используются в оздоровительных целях, обеспечивая ряд преимуществ перед традиционными средствами: строгую дозировку нагрузки, направленность тренировки определённых групп мышц.
Занятия проходят индивидуально и направлены на систематическую и комплексную деятельность по укреплению здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, привлечению их к здоровому образу жизни, выработке привычки к правильному проведению досуга.
Учителя физкультуры при проведении занятий в тренажерном зале решают следующие задачи:
- развитие силы, скоростной и силовой выносливости;
- развитие общей моторики;
- укрепление ослабленных мышц и стимуляция двигательных функций,
- работа над преодолением координационной недостаточности;
- обучение правилам пользования тренажерами;
- обучение гигиеническим навыкам, необходимым при занятиях в тренажерном зале;
- обучение внимательному отношению к своему здоровью, умению контролировать состояние организма в процессе тренировки (подсчет пульса, частоты дыхания), умению дозировать нагрузку;
- обучение умению подстраховывать друг друга на тренировке.